Русское узорочье. Богатство московской старины

0
197

Национальный русский стиль имеет древнюю историю. Со времён принятия христианства на Руси архитектура и живопись находились под мощным влиянием Византийской империи. В России собственный национальный стиль был аналогом и заменой европейского средневекового искусства романского стиля и готики. Наибольшего развития стиль достиг во времена правления отца Петра Первого, царя Алексея Михайловича Романова в 17 веке.

Народный русский стиль отличает пышность, затейливые узоры и яркие сочетания цветов. Однако это рождает вопрос: как на Руси возникло такое жизнерадостное искусство? Учёные полагают, что причина в холодном климате России. Долгая зима с коротким световым днём рождала тоску по летним краскам, которую наши предки возмещали с помощью предметов быта, окрашенных в сочные цвета. Стоит отметить, что примерно таким же многоцветием отличается и народное искусство Скандинавии.

Сохранившиеся с древних времён постройки, а также здания девятнадцатого века, дают чёткое представление о древнерусском стиле, его архитектуре, мебели, интерьерах и мировоззрении, выраженном в декоре и архитектурных деталях.

Особенности оформления русских интерьеров

Искусство 17 века часто называют Русским узорочьем. В это время в Европе уже существует зрелая школа барочной живописи. На Руси реалистичные картины называли «фряжской живописью» (от старославянского слова «фрязины» — итальянцы), и такое искусство было строго запрещено. Как и мастера европейского Средневековья, художники Русского узорочья изображали не земную жизнь, а Небо. В декоре ведущую роль играет мотив рая, который давал богатую почву для воображения. Стены и потолки в комнатах часто покрывали орнаментами из фантастических цветов, со стеблями, образующими завитки и переплетающимися (такой орнамент на Руси называли «травами»).

Подобный приём можно увидеть в оформлении Теремного дворца в Москве. «Травы» часто имитировали драгоценные ткани с позолотой. На изразцах, обнаруженных при раскопках Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском можно увидеть изображения райских фруктов. Частый персонаж этих изразцов – странная разноцветная птица с крючковатым клювом. Это стилизованное изображение сокола, который, подобно другим зверям и птицам рая, отказался от хищничества. Поэтому его часто изображают смотрящим на виноградную гроздь. С древнейших времён на Руси также изображали и фантастических животных. Их мордами декорирована одна из решёток Теремного дворца.

Несмотря на закрытость Московского царства от Западной Европы, в оформлении интерьеров порой можно увидеть и иностранные барочные элементы. В это время из Фландрии в Россию проникает искусство «флемской резьбы», которую на Руси называли также белорусской резью. Флемская резьба – мелкий растительный орнамент, который в России часто вырезали из дерева. Он служил для оформления как религиозных, так и светских интерьеров.

Настоящий русский интерьер невозможно представить без печи, покрытой изразцами. В XVII веке на Руси технология производства изразцов была сложна и несовершенна. К тому времени русские мастера уже научились придавать керамике разные цвета (самые древние изразцы были «муравлёными», то есть окрашенными в сплошной травяной зелёный цвет). При этом процент брака в производстве был значителен, и изразцы стоили дорого. О том, как русская майолика прошла путь от древности и стала частью современной жизни, более подробно можно прочитать тут.

В интерьерах Руси господствуют приятные природные цвета (красный, синий, голубой, зелёный, жёлтый). Но главную роль играет красный. Красный цвет у русских людей ассоциировался с красотой, и в некоторых интерьерах все стены и потолок, или значительная часть стен покрыта плотной тёмно – красной краской. В интерьерах дворцов использовалась и золотая лепнина, вернее её имитация (тонкой позолотой покрывали деревянные детали, поскольку в допетровское время в России не было своего золота).

Русская архитектура

Как и внутренняя отделка помещений, внешнее убранство русских теремов поражает обилием декоративных деталей. Главным материалом для строительства было дерево, которое покрывали богатой резьбой. Резные детали, в свою очередь, часто красили. В русской архитектуре существует множество вариантов оформления крыш и окон. Сверху здания украшали одновременно трапециевидные двускатные крыши, иногда покрытые ромбовидными узорами, пирамидальные или многогранные остроконечные башенки. Под крышей часто добавляли кокошники (сердцевидные детали, напоминающие народный женский головной убор). В окна вставляли витражи. Витраж в русском стиле не похож на витражи в готической архитектуре, чаще всего это простой узор из вертикальных разноцветных ромбов. Окна на Руси имели сложную конструкцию. В центре над оконным проёмом нависал сложный архитектурный элемент – гирька. Эта деталь делила проём в его верхней части на две арки. Такой же элемент использовался и в оформлении ворот.

Одной из самых ярких особенностей русского зодчества, отличающей её от западной архитектуры, является широкое использование белого камня (известняка) в строительстве. В странах Европы не было таких больших запасов этого камня. Но даже на Руси белокаменное строительство считалось престижным и дорогим. В домах русской знати, и даже в царских резиденциях порой из белого камня строили только первый этаж, остальные этажи возводили из дерева. Такой приём использовался не только для экономии, но и для того, чтобы дерево не соприкасалось с грунтом (а это могло бы вызвать гниение древесины и снизить долговечность здания).

Белокаменные и деревянные дома, построенные в русском стиле, смотрятся гармонично на фоне окружающей природы, в отличие от архитектурных памятников Европы, где здания с древнейших времён строго отделяли от окружающего пейзажа.

Конец эпохи русского стиля и его возрождение

Во времена петровских реформ был провозглашён курс на сближение с Европой, и национальный стиль был заменён на барочную классику. Более чем полтора столетия русское искусство было крайне немодным. Лишь в конце XIX -го века, когда в России прочно закрепился стиль модерн, произошло возрождение древнерусской архитектуры. Практически забытый профессиональными художниками стиль восстанавливался на основе этнографических экспедиций. Старинный стиль смешивался с модерном, стилем, провозглашавшим ценность национального искусства. Под влиянием движения за возрождение ремёсел, начатого в Англии художником Рёскиным, восстанавливались народные промыслы.
Этнографы и художники сохранили русское искусство для потомков, и сегодня стиль жив и по-прежнему привлекает своей красотой, самобытностью и декоративным богатством.