Садово-парковое искусство XIX в

Брауновская манера в ландшафтной архитектуре стала с началом 19-го века терять своих сторонников. Возникновение викторианского сада, имеющего симметричные посадки растений-однолеток и предпочитающего подчинение расположению цветников всех остальных составляющих компонентов. Но век этого вида сада оказался недолог. А вот газон и бордюр из травянистых однолетних растений стали основным вкладом Англии в развитие дизайна ландшафта. Они дошли и до нашего времени, причем с газонами прекрасно сочетаются современные бетонные вазоны и урны, расставленные вдоль пешеходных зон.

Весь Запад позаимствовал эти принципы формирования пейзажного стиля ландшафта, который заслуженно популярен до сих пор. Причем, китайское, корейское и японское искусство ландшафта, которое развивалось по своему достаточно оригинальному пути, также пришло к концепции естественности.

Всё большая масштабность городской жизни в 19-м веке привела к объединению традиций ландшафтного садоводства с городским архитектурным планированием и придала нынешнюю уникальность статусу ландшафтной архитектуры и дизайна. Во второй половине 19-го столетия, согласно этим тенденциям, американским архитектором Фредериком Лоу Олмстедом была завершена серия парков, оказывающих и в настоящее время на ландшафтную архитектуру очень большое внимание. Особо выделяются среди его работ Проспект Парк в Бруклине, Центральный Парк в Нью-Йорке, а также «Изумрудное ожерелье» — парковая система в Бостоне.

Рубеж девятнадцатого-двадцатого веков явился временем зарождения и перемешивания довольно многих стилей и направлений искусства ландшафта, однако до нас дошли лишь некоторые из них, к примеру, стиль модерн. Двадцатое столетие развивало и изменяло вид ландшафтного дизайна, постоянно учитывая достижения технического и культурного прогресса, и естественно преобразуя его в постмодернизм. Сейчас примером этого могут служить полусферы из бетона, отделяющие зоны отдыха или дворовые зоны от проезжей части, либо обозначающие места парковки автомобилей.

Садово-парковое искусство в России.

В садах Древней России царила в основном характерная утилитарность: главенствующее место отводилось огородам и плодовым деревьям, однако постепенно уделялось внимание и декоративным деревьям. Деревянную ограду или живую изгородь стали использовать в качестве ограждения. Для разведения рыбы, полива или купания устраивались разнообразные пруды.

Семнадцатый век привнес в Россию создание увеселительных «красных» садов, например, в Измайлово и Коломенском, а Верхний и Нижний Набережные «висячие» сады были устроены в Кремле. Достаточно известен был московский Измайловский сад, имевший зверинец, ботанический сад, даже лабиринт, много водоемов, виноградников.

Русское садово-парковое строительство при Петре Первом приступает в ландшафтном дизайне к созданию классического регулярного сада. Примером этого являются Царское Село, Петродворец, Ориенбаум и Стрельня. Иностранцами строились регулярные сады в Петербурге. Даже создание Садовой конторы состоялось в России 1710 года. Эта контора закупала за рубежом различные растения, которые затем использовались в обустройстве московских и петербургских парков. В наш век строительство парков обеспечивается еще и прекрасными скамьями для отдыха и наслаждения окружающей природой. Кстати, сегодня можно купить бетонные скамьи в Краснодаре и прочих городах, если есть такая необходимость.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.